История Nissan. Незаходящее солнце Японии.

Компания Nissan была образована в 1928 году, как холдинг для управления компаниями, входящими в один зайбацу и выхода на фондовый рынок. Строго говоря, название компании Nissan - это аббревиатура, используемая на Токийской фондовой бирже, а полное название компании звучало как Nihon Sangyo. В этот конгломерат входили такие крупные компании как Hitachi и Tobata Casting, которой принадлежали литейные предприятия а так же ряд заводов по производству и импорту комплектующих для автомобилей.

После того, как в 1931 году Tobata Casting поглотила компанию Jidosha-Seizo Co.,Ltd., которая занималась производством грузовых автомобилей DAT и легковых автомобилей Datsun ещё с 1914 года, было принято решение выделить автомобильное производство в отдельную компанию. Так в 1934 году и была образована Nissan Motor Co.,Ltd, а в 1935 году было запущено серийное производство на заводе в Йокогаме. Из-за того, что основная часть продукции компании имела военное назначние (грузовики, самолёты, двигатели для армии), в 1937 году, завод был перевезён в окуппированную японскими войсками Манчжурию.

Первый президент концерна Nissan, Йошишуке Айкава, был большим поклонником американской автомобильной промышленности. Его стратегией развития был выпуск автомобилей, с использованием последних технологий, заимствованных в США. Для реализации этой стратегии он нанял главным инженером американца - Уильяма Горхэма, а так же сотрудничал с американской компанией Graham-Paige Company, в области дизайна и проектирования своих моделей, а так же производственных площадей. Впоследствие, Nissan даже собирал автомобили по лицензии от Graham-Paige.



Так же, по лицензии, Nissan выпускал и Austin 7, технологии которого использовались для разработки собственных двигателей для автомобилей Datsun.



Само название Datsun, получилось из DAT-GO, что в переводе на японский означало буквально "молниеносно-быстрая машина", что так же являлось акронимом основателей компании Den Aoyama и Takeuchi.

Первые автомобили Datsun были трёхколёсными, оснащались мотоциклетным мотором и вместо круглого руля, управлялись мотоциклетным рулём. В последствие, модели Datsun выпускались с малолитражными двигателями, для того чтобы соответствовать требованиям к пониженному налогообложению. Оснащённые 10-сильным, 495 см³ мотором и 3-х ступенчатой трансмиссией они пользовались небольшим спросом. После запуска завода, первой моделью собранной на конвейере стал Datsun 14 Roadster, с двигателем 722 см³, мощностью 15 л.с.



В 1937 году, под маркой Nissan, на американском оборудовании, было запущено производство автобусов с мощным 3.6 литровым, 6-цилиндровым мотором. В этом же году был выпущен и первый легковой Nissan - Datsun Type 17(Вплоть до 1981 года, когда была принята концепция единого дизайна, название Datsun носили компактные автомобили, а Nissan - грузовики, автобусы и большие автомобили).



После окончания Второй мировой войны, когда в Японии была нехватка нефтепродуктов, правительство поддержало производство электромобилей и в 1947 году под брендом TAMA выпустили компактный авомобиль и грузовик на той же базе, с электродвигателем мощностью 3.3кВт и батареей ёмкостью 162Ам, которой хватало приблизительно на 90 км. пробега.



В 1951 году, началось производство внедорожника Nissan Patrol, впоследствии ставшего легендой.



В 1952 году, Nissan возобновили договор о сотрудничестве с британской компанией Austin и начали собирать автомобили по их лицензии. Целью сотрудничества было не только получение опыта в промышленной сборке но и изучении технологий производства. К 1955 году, Austin A50 собирался полностью из японских комплектующих, в том числе устанавливался новый мотор, объёмом 1,5 литра, разработанный инженерами Nissan.



В 1958 году компания начала экспортировать Datsun 1000 Sedan и Datsun Truck, построенный на той же базе, в США. Рост продаж потребовал увеличения производственных мощностей и в 1959 году был открыт второй завод Nissan в Тайвани - это был первый зарубежный завод компании. В 1966 году, после поглощения компании Prince Motor Company, в модельный ряд Nissan добавились, впоследствии ставшие культовыми, модели - Skyline и Gloria.



Первым автомобилем, заставившим говорить о Nissan, как о мировом игроке на рынке автомобилей, стал Datsun Bluebird(510). На рынок США он поставлялся только новым 96-сильным 1,6-литровым двигателем Hitachi, дисковыми тормозами, полностью независимой подвеской. Его отличные хоровые качества и разумная цена, помогли модели обрести большое количество поклонников. А тот факт, что продукция Nissan позволяла менять агрегаты без внесения конструктивных изменений, сделало эту машину культовой для любителей тюнинга.



В 1968 году вышло первое поколение легендарного Skyline 2000GT. 24-х клапанный 2-х литровый мотор выдавал 160 л.с. и проезжал 400 метров с места за 16.1 секунды(для сравнения - 707-сильный Dodge Hellcat проезжает четверть мили за 11,7 секунды).



С начала 1970, экспорт продукции Nissan постоянно увеличивался, а на внутреннем рынке компания продавала более 10 миллионов автомобилей. Для удовлетворения спроса, было построено несколько новых заводов по всему миру - в Мексике, Новой Зеландии, Австралии, Тайвани и Южной Африке. А после повышения пошлин на ввоз автомобилей в США, в 1981 году были открыты заводы в штатах Теннесси и Миссисипи. А к 1986 году был открыт завод в Великобритании, в Сандерленде.

С 1984 года, в результате объединения спортивных отделов внутри компании, появилось подразделение NISMO. Первым плодом работы нового подразделения, стал Nissan Saurus Jr. - гоночный автомобиль, который до сих пор используется в Nissan Racing School. NISMO проектирует и производит спортивные компоненты для пост-продажной установки: аэродинамические обвесы, диски и элементы подвески, а так же двигатели и комплектующие к ним. В-основном конечно для моделей Skyline/GT-R и 370Z/Fairlady Z



Новейшей разработкой NISMO является 1250-сильный переднеприводный болид LMP 1 для гонок серии Le Mans



В 1989 году, компания начала производство моделей Nissan, под люксовым брендом Infiniti. Как и два других японских автопроизводителя, Acura и Lexus, Infiniti выпускала модели Nissan с более высоким уровнем отделки и опций, а так же с некоторыми внешними изменениями. Первое десятилетие не принесло успеха Infiniti, продажи были минимальны, в том числе из-за некоторых просчётов при продвижении бренда. Так, в первых рекламных роликах не были представлены сами машины, только философия, которую пыталось привить руководство. Так же отказ от деревянной и хромированной отделки был неудачным решением, так как на неё был большой спрос, что приводило к послепродажному переоформлению интерьера многими владельцами.

Q45



M30



Следуя тренду, компания искала партнёров для сотрудничества, среди мировых автопроизводителей. Первым опытом такого сотрудничества стало совместное с Alfa Romeo предприятие, по созданию компактного хэтчбека - Alfa Romeo Arna (Alfa Romeo Nissan Autoveicoli). Для европейцев это было попыткой навязать конкуренцию на рынке компактных хэтчбеков с Golf и Lancia Delta. Производство модели была начат о в Неаполе, Nissan поставлял кузов, а техническую часть обеспечивала Alfa Romeo. Это был первый опыт Европейско-Японского сотрудничества и он вышел неудачным, несмотря на то что основой для Arna была одна из самых успешных машин Alfa Romeo - Alfasud.



Всего, за 5 лет производства было продано 53 тысячи машин. Впитав худшее от обоих производителей, Arna/Cherry отличалась нестабильной работой, посредственным качеством сборки и спорным дизайном, вкупе с невнятной управляемостью. Производство было прекращено в 1987 году, после того как ALfa Romeo перешла в собственность концерна Fiat.

Nissan инициировал сборку по лицензии от Volkswagen модели Passat, которая получила название Nissan Santana.



Сборка продолжалась с 1984 по 1990 год, однако продажи не соответствовали запланированным, всего 50 тыс. машин было продано за 7 лет, против запланированных 50 тыс. ежегодно. В дальнейшем, VAG прекратили сотрудничество с Nissan, начав продавать свои модели через собственную дилерскую сеть, а так же заключив договор с Toyota.

Следующей попыткой совместного производства стало сотрудничество с Ford, в рамках которого велась совместная разработка нового минивэна, который должен был прийти на смену нескольким моделям Nissan, которые неудачно продавались на североамериканском рынке. По этому соглашению Модель Quest должна была собираться на заводе Ford в США, в том числе и её перелицованная версия, продававшаяся под именем Mercury Villager. Это сотрудничество продолжалось до окончания выпуска 2-го поколения Quest в 2002 году, после чего совместный был закрыт, а компании начали производство минивэнов на собственных мощностях.

В конце 90-х, когда компанию преследовали финансовые трудности, Nissan был вынужден войти в альянс с Renault, для того чтобы избежать банкротства. Приобретением Nissan интересовался и Daimler-Chrysler, однако французы предложили более приемлемые условия, в частности полностью сохранив идентичность автопроизводителя, а так же корпоративную культуру управления. Альянс был сформирован 27 марта 1999 года, а в 2002 году было образовано совместное предприятие Renault-Nissan B.V.

В рамках кампании по оздоровлению (Nissan Revival Plan), под руководством нового президента Карлоса Гона, был достигнут беспрецедентный эффект. Разработка новых, успешных моделей Nissan и Infiniti, принесли огромный рост продаж и прибыли. Новый спортивный кроссовер FX и спортседан G35, построенные на общей новой передне-среднемоторной платформе FM, стали хитами на североамериканском рынке. Согласно новой стратегии, Infiniti позиционировался как “Японское BMW” и стремился отойти от родства с Nissan. Новый представительский седан M, пришедший на смену неудачной модели Q45, был признан лучшим лакшери-седаном года в США в 2004 году.

Infiniti M 2005(Y50)

Infiniti FX 2005

В том же году, правительство Японии наградило Медалью Почёта Карлоса Гона за спасение Nissan. Одним из ключевых шагов, в спасении компании, стал выпуск модели Qashqai, открывшего рынок компактных кроссоверов. Продажи автомобилей этой модели, за 7 лет, превысили 2 млн. штук.



В 2010 году, Daimler AG обменял 3,9% своих акций на равное количество акций Nissan и Renault. В рамках нового альянса, компании обязались проводить обмен технологиями и вести совместные исследования и разработки. В Nissan понимают необходимость создания автомобилей будущего и Nissan является одним из лидеров мировой автопромышленности в этом направлении. Полностью электрический Nissan Leaf - является мировым лидером, за неполных 4 года было продано более 150 тысяч Leaf. А к 2020 году, компания планирует запустить в производство полностью автономный автомобиль, на базе Nissan Leaf.



При этом, Nissan продолжает совершенствовать один из лучших спортивных автомобилей в истории - Nissan GT-R, прозванный Годзилой.

Продажи концерна в 2014 году составили 5,1 млн. автомобилей, которые производятся на более чем 40 заводах по всему миру.
История Nissan. Незаходящее солнце Японии.
1
Комментарии к новости
Добавить сообщение
загрузка...